Теория архетипов в упаковке товаров

3 апреля 2022
  1. Что такое теория архетипов
  2. Как связаны архетипы и упаковка?
  3. 12 архетипов брендов по Юнгу

Знакомы ли вы с теорией архетипов?

Архетип (от др.-греч. ἀρχέτυπον: «первообраз») — это универсальные образы или символы, которые на подсознательном уровне заставляют нас испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно объекта или ситуации. Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества. Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища – примеры архетипических образов. «Герой, убивающий дракона», «борьба добра и зла» - архетипические мотивы.

Проще говоря, это унаследованные коллективные инстинкты, поведенческие программы, которые заставляют нас реагировать и достраивать необходимые элементы, эмоции, смыслы и сюжеты.

И здесь важно понимать отличие от стереотипов! Архетип — это не ярлык и не клише, это живой персонаж, глубокий образ, характер человека или впечатление от продукта со своим уникальными нюансами, легендой бренда и мифами-историями вокруг его имени.

Если присмотреться к маркетинговым стратегиям брендов, несложно заметить, что каждого из них отличает собственный характер, эмоциональный оттенок общения с потребителем, который проявляется и в дизайне этикетки и упаковке товара: пробуждающий желания сок «Я», безбашенный Аlpen Gold Max Fun, заботливый и надежный Матроскин из «Простоквашино», хипстерский Tele2 и тп.

Мы - Craft Room - уверены, что успешная упаковка – это не просто красивая коробочка или симпатичный пакетик. Это целый маркетинговый механизм, который должен не только надежно защитить изделие или подарок от возможных повреждений, но и «захватить» внимание покупателя/получателя, рассказать историю о продукте, вызвать приятные чувства и эмоции. Одним словом - визуализация архетипа.

Как связаны архетипы и упаковка?

Использование теории архетипа бренда(товара) при выборе упаковки помогает решить сразу несколько проблем:

1). Придумать и визуализировать легенду - историю своего товара/изделия.

2). Нащупать подход к своим покупателям и поймете, как их лучше привлечь.

3). Более четко сформулировать задание дизайнеру для разработки макетов, которые дополняют гармоничный и точный образ продукта.

12 архетипов брендов по Юнгу

  1. Попечитель. Архетип выгодно использовать для продажи детских товаров, фармацевтики, продукции для беременных женщин и людей в возрасте. Упаковка “Попечитель” должна демонстрировать заботу о клиенте, а также ассоциироваться с теплотой и мягкостью, что можно достичь не только материалами, но и эмоциональными посланиями.
    Упаковка по архетипу Попечитель
  2. Гражданин. Архетип подходит для несложных изделий, часто используемых в быту для решения насущных проблем. Упаковка товаров позволяет не тратить время зря и экономить силы, что актуально в стремительном течении нашей жизни, когда каждая минута на счету.
    Упаковка по архетипу Гражданин
  3. Творец. Архетип применим к товарам для художников (и других деятелей искусств), бизнес-продукции, инвентаря для кухни и сада, мастерской и, конечно, для наборов “сделай сам” — всего, что используется для реализации творческих проектов. Как вы уже, наверняка, догадались, упаковка товаров этого типа выступает за креативность и самовыражение. Покупатель от одного взгляда должен физически ощутить в себе сверхспособность создать собственный мир, управлять им и изменять по собственному желанию. Продумывая декор и дизайн упаковки “творец”, сосредоточьтесь на эстетике и визуализации человеческого воображения и талантов.
    Упаковка по архетипу Творец
  4. Исследователь (искатель). Архетип применяют в продажах товаров для спорта и путешествий, а также экзотических изделий - всего, что позволит найти нечто новое в жизни, убежать от рутины, освободиться от вороха проблем. В упаковке таких товаров чаще используются яркие цвета и элементы декора, визуализирующие движение.
    Упаковка по архетипу Искатель
  5. Герой. Этот архетип про волю и силу, вызовы и мужество: продукты питания, косметические средства, спортивные товары, аксессуары для автомобилей и мотоциклов и тд.. Несмотря на ориентированность на оба пола, рекомендуется использовать упаковку с мужским характером: без рюшей и воздушных зефирок - только hardcore!
    Упаковка по архетипу Герой
  6. Невинный. Архетип как нельзя лучше подходит для детских игрушек, сладостей и сувенирам. Упаковка таких изделий должна обращаться к внутреннему ребенку и ностальгическим чувствам, а также вселять оптимизм. Используйте радужные, светлые тона, мотивирующие открытки и немного блесток, чтобы ваш товар стал словно подарком от Disney : )
    Упаковка по архетипу Невинный
  7. Шут. Архетип-праздник: сладости, игры и товары для отдыха и развлечений! Используйте в упаковке яркие, сочные (похожие на взрыв радуги или конфетной фабрики) цвета. Сочетайте много ярких цветов одновременно, геометрические и органические рисунки, блестки.
    Упаковка по архетипу Шут
  8. Любовник. Архетип соблазнительных товаров: косметика, одежда, парфюм, еда и напитки. Упаковка должна передать страстный образ и предлагать приключения, роскошь, красоту и чувственные удовольствия. Используются чувственные и нежные цвета — красный, розовый, коричнево-шоколадный, бежевый/телесный, черный и белый, а также мягкие формы, иллюстрации с изящной графикой, отражение томного взгляда, сексуальности, нежных чувств и воздушности.
    Упаковка по архетипу Любовник
  9. Маг. Архетип востребован для продуктов, в которых использованы натуральные ингредиенты, с чудодейственными свойствами - и в косметике, и в пищевой сфере. Упаковка здесь – это мистика и символика. Уделите внимание экологичности, используйте необычные, но в то же время простые формы, удивительные цветовые сочетания.
    Упаковка по архетипу Маг
  10. Бунтарь. Товары этого архетипа имеют революционный, новаторский характер или предназначены для разрушения чего-либо. И упаковка должна шокировать: контрастное сочетание холодных и теплых оттенков, нарочитое использование цветов, символов и прочих атрибутов бренда не «как у всех».
    Упаковка по архетипу Бунтарь
  11. Мудрец. Этот архетип больше подходит для продажи обучающих курсов, но также подходит для одежды и аксессуаров или косметики. Применяются деловые цвета – синие, бордовые, черные, золотые. Допустимо украшение схемами, таблицами, инфографикой, несущей информацию о проделанной экспертами работе.
    Упаковка по архетипу Мудрец
  12. Правитель. Архетип эффективно применять в упаковке продуктов, которые ассоциируются с роскошью и успехом. В упаковке используются “королевские” цвета: фиолетовый, бордовый, черный, золотой, пурпурный, изумрудный, жемчужный.
    Упаковка по архетипу Правитель